exit
search serach
Аутизм: симптомы и причины

Аутизм: симптомы и причины

Если малышу уже есть 1,5 года, а он избегает смотреть на вас, не обращает внимания на окружающие предметы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание, не играет “понарошку”, то есть вероятность того, что у ребенка аутизм. Расстройства аутистического спектра (синдром Аспергера и аутизм) — это нарушения развития, поведения, моторики, которые влияют на мышление, восприятие, коммуникативные способности, социализацию человека.

Классификация

В медицине широко используется классификация различных видов аутизма, основанная на нарушениях психологического развития, с учетом причин аутизма и механизмов его развития.

Виды аутизма:

  • Детский
  • Атипичный
  • Синдром Ретта
  • Дезинтегративное расстройство
  • Синдром Аспергера
  • Синдром раннего инфантильного аутизма
  • Эндогенный, постприступный аутизм
  • Аутизм при хромосомных аберрациях и др.

Этиология заболевания

В настоящее время причины аутизма и механизмы его развития изучены недостаточно и во многом определяются происхождением расстройства: экзогенного, эндогенного, органического или хромосомного характера.

Основные причины аутизма:

  • хромосомные патологии;
  • обменные патологии;
  • попадание в организм беременной женщины солей тяжелых металлов, нейротоксинов, прием отдельных медицинских препаратов;
  • наследственная предрасположенность;
  • нарушение мозговой деятельности;
  • эмоциональное перенапряжение и стрессовые ситуации.

Появление атипичного аутизма у пациентов с диагностируемыми болезнью Дауна, фенилкетонурией, синдромом Мартина-Белла и другими обменными и хромосомными заболеваниями связывают с причинами развития этих патологий.

Клинические проявления и симптомы

Основные признаки аутизма проявляются в том, как ребенок или взрослый ведет себя, будучи один или при взаимодействии с другими людьми. У аутиста возникают проблемы коммуникативного характера, наблюдается повторяющееся поведение, могут отмечаться двигательные и сенсорные нарушения, действия, которые направлены на причинение себе физического увечья или боли.

Симптомы аутизма, выраженные через поведение. Ребенок:

  • не интересуется играми с другими детьми;
  • сидя на одном месте подолгу раскачивается;
  • навязчиво включает или выключает свет;
  • не интересуется никакими играми;
  • не протягивает руки в ответ, когда родители пытаются взять его из кроватки;
  • щелкает, двигает вперед-назад пальцами перед глазами;
  • не замечает присутствия и отсутствия родителей;
  • сопротивляется объятиям, прикосновениям, не идет на руки;
  • оставшись наедине с собой в кроватке, никого не зовет, а кричит (без видимых на то причин);
  • ест несъедобные предметы (шторы, одежду, наволочку и др.);
  • проявляет жестокость.

Для детей с аутизмом характерно стереотипное (повторяющееся) поведение. Они подолгу машут руками, вращаются вокруг себя, пристально и длительное время могут смотреть на вентилятор, выстраивают в ряд различные предметы и игрушки (машинки, куклы, кружки и т.д.). Ребенок может не интересоваться игрушками, но при этом проявлять интерес к различным бытовым предметам (обогревателю, мультиварке, инструментам и т.д.), или быть поглощенным какой-то отдельной деталью от игрушки (колесами машины).

Иногда, дети-аутисты всеми способами стараются ощутить плотное давление на своем теле, залазят под низкие кровати или диваны, находят любые способы для нанесения себе ударов, толчков или ушибов при падении.

Дети с расстройствами аутистического спектра часто не замечают окружающую обстановку и всеми способами избегают визуального контакта. Поэтому, со стороны может показаться, что у них отсутствует интерес к любому общению. Если ребенок с аутизмом в чем либо нуждается, он прибегает к “ведению руки” — кладет руку родителя на нужный ему предмет и, таким образом, использует взрослого, как своеобразный “инструмент” для получения желаемого.

У детей, страдающих аутизмом, могут проявляться разного рода нарушения моторики. При этом, у одних возможно проявление необычных навыков в одной области, но их полное отсутствие в другой.

Признаки аутизма в нарушениях моторики:

  • плохая координация (ребенок плохо удерживает равновесие, неуклюжий, есть проблемы с ездой на трехколесном велосипеде или детской машинке);
  • проблемы тонкой моторики;
  • ходьба на цыпочках;
  • заметное слюнотечение;
  • дефицит глубинного пространственного восприятия (ребенок не может поймать брошенный ему мяч).

Ребенок с аутизмом, как правило, очень чувствителен к различным звукам, шуму, текстуре предметов, новой обстановке и новым предметам. Чем больше сенсорных воздействий ребенок получает одновременно, тем больше вероятность, что он начнет себя плохо вести.

Симптомы аутизма могут проявляться в ненормальной реакции на сенсорные стимулы – физический дискомфорт и желание уединиться из-за слишком громких звуков, яркого света, сильных запахов, ограниченность и повторяемость поведения, интересов, занятий, воображения.

Дети с расстройствами аутистического спектра могут подвергать себя разного рода самоповреждениям (аутоагрессия). Ребенок-аутист может:

  • биться головой о стену, стол;
  • кусать, колоть, резать себя;
  • счесывать или расцарапывать кожу;
  • выдергивать у себя пучки волос и др.

Он подвержен приступам агрессии, плохо переносит перемены (места, еды, одежды), не выносит прикосновения или, наоборот, требует постоянного физического контакта с близкими людьми. У аутистов отсутствует осознание опасности. Они не распознают ситуаций, когда могут пораниться или ушибиться, у них отсутствует страх высоты, быстро мчащихся рядом машин, глубоких водоемов и т.д.

Нередко могут проявляться такие симптомы аутизма как: нарушение сна, судороги (с возрастом усугубляются), нарушение реакции на восприятие боли (от полного отсутствия реакции на боль до низкого болевого порога).

У взрослых аутизм выражен по-разному. При легкой степени наблюдается нарушение социальных контактов, но человек частично адаптируется к социуму и может не зависеть от помощи посторонних, и даже заниматься трудом, не требующим высокой квалификации. При тяжелой степени, взрослый аутист нуждается в постоянном наблюдении и уходе.

При своевременной диагностике аутизма, коррекции, регулярном наблюдении и поддержке, тяжелых последствий аутизма не наблюдается.

Диагностика

Диагностика аутизма включает обязательное психологическое обследование и консультирование с использованием специальных диагностических тестов.

Правильно установить диагноз помогут лабораторные и инструментальные методы диагностики:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • электрокардиография;
  • детская электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • компьютерная томография;
  • биохимический анализ крови (печеночные пробы);
  • магнитно-резонансная томография.

Раннее выявление детей с аутизмом в ранние сроки играет огромную роль. Ни для кого не секрет, что чем раньше будет начато лечение, а в случае с аутизмом – корректировка коммуникативных способностей, тем больше шансов получить положительные и стойкие результаты в дальнейшем развитии ребенка.

Лечение

Начальный этап в лечении аутизма заключается в обучении аутиста замечать окружающий мир и происходящее вокруг. Это помогает наладить взаимодействие с внешним миром, выстроить взаимоотношения сначала с близкими людьми, а после – с незнакомцами, приобрести навыки общения и др.

Лечение аутизма:

  • комплаенс-терапия;
  • психотерапия;
  • терапия общения;
  • аудио-вокальная тренировка;
  • холдинг-терапия;
  • метод “форсированной поддержки”;
  • игро-, трудотерапия;
  • специализированная лечебная физкультура;
  • специальная диета с ограничением приема продуктов с высоким содержанием глютена и казеина;
  • фармакотерапия (нейролептики, холинолитики, антидепрессанты, транквилизаторы, нормотимические препараты, успокоительные средства и др.).

Профилактика аутизма

Полностью предотвратить развитие аутизма или вылечить его невозможно. Но в руках любого родителя как можно раньше обратиться за помощью к специалисту, провести раннее диагностирование и коррекцию.

Не последнюю роль в профилактике развития аутизма играет подготовка к будущей беременности и поведение во время нее. Важно помнить, что возраст женщины старше 40 лет значительно повышает риск рождения ребенка с расстройством.

Какой врач лечит аутизм?

При подозрении на задержку развития у ребенка, аутистические расстройства, семью обязательно должен проконсультировать педиатр и детский психолог. В зависимости от особенностей наблюдаемых нарушений, могут быть показаны консультации логопеда, коррекционного педагога, детского невролога, гастроэнтеролога, кардиолога, физиотерапевта, реабилитолога.

Врачи

Получить всю необходимую информацию, пройти диагностику аутизма, необходимое тестирование вы можете у лучших психологов, психотерапевтов и других специалистов клиники МЕДИКОМ. Как пройти курс лечения аутизма в Киеве в клиниках на Оболони и Печерске вы можете узнать по телефонам, указанным на сайте.

Кулик Мария Сергеевна
Врач-психолог второй категории
comment 5

Отзывы

оставить отзыв arrow arrow
Ваша оценка
star star star star star
Принято! Ваш звонок в обработке.
Хотите, перезвоним Вам?
Например: 067 000 00 00
Перезвоните
Например: 067 000 00 00
Свободных операторов на линии: 6
Заказов звонков сегодня: 100+
Принято! Ваш звонок в обработке.
Хотите, перезвоним Вам?
Например: 067 000 00 00
Свободных операторов на линии: 6
Заказов звонков сегодня: 100+
Принято! Ваш звонок в обработке.
Хотите, перезвоним Вам
в удобное время?
КНОПКА
СВЯЗИ
page-down