Аутизм: симптомы и причины
Если малышу уже есть 1,5 года, а он избегает смотреть на вас, не обращает внимания на окружающие предметы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание, не играет “понарошку”, то есть вероятность того, что у ребенка аутизм. Расстройства аутистического спектра (синдром Аспергера и аутизм) — это нарушения развития, поведения, моторики, которые влияют на мышление, восприятие, коммуникативные способности, социализацию человека.
Классификация
В медицине широко используется классификация различных видов аутизма, основанная на нарушениях психологического развития, с учетом причин аутизма и механизмов его развития.
Виды аутизма:
- Детский
- Атипичный
- Синдром Ретта
- Дезинтегративное расстройство
- Синдром Аспергера
- Синдром раннего инфантильного аутизма
- Эндогенный, постприступный аутизм
- Аутизм при хромосомных аберрациях и др.
Этиология заболевания
В настоящее время причины аутизма и механизмы его развития изучены недостаточно и во многом определяются происхождением расстройства: экзогенного, эндогенного, органического или хромосомного характера.
Основные причины аутизма:
- хромосомные патологии;
- обменные патологии;
- попадание в организм беременной женщины солей тяжелых металлов, нейротоксинов, прием отдельных медицинских препаратов;
- наследственная предрасположенность;
- нарушение мозговой деятельности;
- эмоциональное перенапряжение и стрессовые ситуации.
Появление атипичного аутизма у пациентов с диагностируемыми болезнью Дауна, фенилкетонурией, синдромом Мартина-Белла и другими обменными и хромосомными заболеваниями связывают с причинами развития этих патологий.
Клинические проявления и симптомы
Основные признаки аутизма проявляются в том, как ребенок или взрослый ведет себя, будучи один или при взаимодействии с другими людьми. У аутиста возникают проблемы коммуникативного характера, наблюдается повторяющееся поведение, могут отмечаться двигательные и сенсорные нарушения, действия, которые направлены на причинение себе физического увечья или боли.
Симптомы аутизма, выраженные через поведение. Ребенок:
- не интересуется играми с другими детьми;
- сидя на одном месте подолгу раскачивается;
- навязчиво включает или выключает свет;
- не интересуется никакими играми;
- не протягивает руки в ответ, когда родители пытаются взять его из кроватки;
- щелкает, двигает вперед-назад пальцами перед глазами;
- не замечает присутствия и отсутствия родителей;
- сопротивляется объятиям, прикосновениям, не идет на руки;
- оставшись наедине с собой в кроватке, никого не зовет, а кричит (без видимых на то причин);
- ест несъедобные предметы (шторы, одежду, наволочку и др.);
- проявляет жестокость.
Для детей с аутизмом характерно стереотипное (повторяющееся) поведение. Они подолгу машут руками, вращаются вокруг себя, пристально и длительное время могут смотреть на вентилятор, выстраивают в ряд различные предметы и игрушки (машинки, куклы, кружки и т.д.). Ребенок может не интересоваться игрушками, но при этом проявлять интерес к различным бытовым предметам (обогревателю, мультиварке, инструментам и т.д.), или быть поглощенным какой-то отдельной деталью от игрушки (колесами машины).
Иногда, дети-аутисты всеми способами стараются ощутить плотное давление на своем теле, залазят под низкие кровати или диваны, находят любые способы для нанесения себе ударов, толчков или ушибов при падении.
Дети с расстройствами аутистического спектра часто не замечают окружающую обстановку и всеми способами избегают визуального контакта. Поэтому, со стороны может показаться, что у них отсутствует интерес к любому общению. Если ребенок с аутизмом в чем либо нуждается, он прибегает к “ведению руки” — кладет руку родителя на нужный ему предмет и, таким образом, использует взрослого, как своеобразный “инструмент” для получения желаемого.
У детей, страдающих аутизмом, могут проявляться разного рода нарушения моторики. При этом, у одних возможно проявление необычных навыков в одной области, но их полное отсутствие в другой.
Признаки аутизма в нарушениях моторики:
- плохая координация (ребенок плохо удерживает равновесие, неуклюжий, есть проблемы с ездой на трехколесном велосипеде или детской машинке);
- проблемы тонкой моторики;
- ходьба на цыпочках;
- заметное слюнотечение;
- дефицит глубинного пространственного восприятия (ребенок не может поймать брошенный ему мяч).
Ребенок с аутизмом, как правило, очень чувствителен к различным звукам, шуму, текстуре предметов, новой обстановке и новым предметам. Чем больше сенсорных воздействий ребенок получает одновременно, тем больше вероятность, что он начнет себя плохо вести.
Симптомы аутизма могут проявляться в ненормальной реакции на сенсорные стимулы – физический дискомфорт и желание уединиться из-за слишком громких звуков, яркого света, сильных запахов, ограниченность и повторяемость поведения, интересов, занятий, воображения.
Дети с расстройствами аутистического спектра могут подвергать себя разного рода самоповреждениям (аутоагрессия). Ребенок-аутист может:
- биться головой о стену, стол;
- кусать, колоть, резать себя;
- счесывать или расцарапывать кожу;
- выдергивать у себя пучки волос и др.
Он подвержен приступам агрессии, плохо переносит перемены (места, еды, одежды), не выносит прикосновения или, наоборот, требует постоянного физического контакта с близкими людьми. У аутистов отсутствует осознание опасности. Они не распознают ситуаций, когда могут пораниться или ушибиться, у них отсутствует страх высоты, быстро мчащихся рядом машин, глубоких водоемов и т.д.
Нередко могут проявляться такие симптомы аутизма как: нарушение сна, судороги (с возрастом усугубляются), нарушение реакции на восприятие боли (от полного отсутствия реакции на боль до низкого болевого порога).
У взрослых аутизм выражен по-разному. При легкой степени наблюдается нарушение социальных контактов, но человек частично адаптируется к социуму и может не зависеть от помощи посторонних, и выбрать сферу деятельности, требующую высокой квалификации. При тяжелой степени, взрослый аутист нуждается в постоянном наблюдении и уходе.
При своевременной диагностике аутизма, коррекции, регулярном наблюдении и поддержке, тяжелых последствий аутизма не наблюдается.
Диагностика
Диагностика аутизма включает обязательное психологическое обследование и консультирование с использованием специальных диагностических тестов.
Правильно установить диагноз помогут лабораторные и инструментальные методы диагностики:
- общий анализ крови;
- общий анализ мочи;
- электрокардиография;
- детская электроэнцефалография;
- эхоэнцефалография;
- компьютерная томография;
- биохимический анализ крови (печеночные пробы);
- магнитно-резонансная томография.
Раннее выявление детей с аутизмом в ранние сроки играет огромную роль. Ни для кого не секрет, что чем раньше будет начато лечение, а в случае с аутизмом – корректировка коммуникативных способностей, тем больше шансов получить положительные и стойкие результаты в дальнейшем развитии ребенка.
Лечение
Начальный этап в лечении аутизма заключается в обучении аутиста замечать окружающий мир и происходящее вокруг. Это помогает наладить взаимодействие с внешним миром, выстроить взаимоотношения сначала с близкими людьми, а после – с незнакомцами, приобрести навыки общения и др.
Лечение аутизма:
- комплаенс-терапия;
- психотерапия;
- терапия общения;
- аудио-вокальная тренировка;
- холдинг-терапия;
- метод “форсированной поддержки”;
- игро-, трудотерапия;
- специализированная лечебная физкультура;
- специальная диета с ограничением приема продуктов с высоким содержанием глютена и казеина;
- фармакотерапия (нейролептики, холинолитики, антидепрессанты, транквилизаторы, нормотимические препараты, успокоительные средства и др.).
Профилактика аутизма
Полностью предотвратить развитие аутизма или вылечить его невозможно. Но в руках любого родителя как можно раньше обратиться за помощью к специалисту, провести раннее диагностирование и коррекцию.
Не последнюю роль в профилактике развития аутизма играет подготовка к будущей беременности и поведение во время нее. Важно помнить, что возраст женщины старше 40 лет значительно повышает риск рождения ребенка с расстройством.
Статья носит информационно-ознакомительный характер. Пожалуйста, помните: самолечение может вредить вашему здоровью.
Какой врач лечит аутизм?
При подозрении на задержку развития у ребенка, аутистические расстройства, семью обязательно должен проконсультировать педиатр и детский психолог. В зависимости от особенностей наблюдаемых нарушений, могут быть показаны консультации логопеда, коррекционного педагога, детского невролога, гастроэнтеролога, кардиолога, физиотерапевта, реабилитолога.
Получить всю необходимую информацию, пройти диагностику аутизма, необходимое тестирование вы можете у лучших психологов, психотерапевтов и других специалистов клиники МЕДИКОМ. Как пройти курс лечения аутизма в Киеве в клиниках на Оболони и Печерске вы можете узнать по телефонам, указанным на сайте.
Сертификаты
Отзывы
Подобаються методи в роботі з розвитку дітей-аутистів в клініці Медіком., сучасне обладнання, цікаві тести. Дуже дякую!
Хочу поділитися своїми враженнями. З моєю дитиною стоїмо на обліку в клініці МЕДІКОМ з діагнозом аутизм. З дитиною займається чудовий психолог Кулик Марія Сергіївна. Вона веде заняття і підбирає програму, щоб захопити дитину, зацікавити, викликати відповідну реакцію. Після занять дитина починає йти на контакт. Результати тільки позитивні. Ми з чоловіком дуже раді, що знайшли клініку з чудовим фахівцем.
Очень понравилась Мария Сергеевна Кулик. Она продиагностировала моего 1,5 годовалого малыша на аутизм и развеяла мои сомнения. С моим ребенком все в порядке. Рада, что обратилась к профессионалу!
Для нас стали просто чарівною паличкою заняття з психологом в клініці Медіком. Дуже хороші результати дав метод "Форсованої підтримки",налагоджується зв'язок між мною і донечкою. Стала звертатися до мене жестами й дивитися прямо на мене. Я дуже щаслива!
Посещаем занятия, которые ведет Кулик М.С. Не могу нарадоваться на этого доктора! Ребенок сам показывает, что ему нравится и интересно. Используются для развития навыков интересные методы, которые приносят свои положительные результаты. Зарядка, диета - все пробуем в жизни, чтобы помочь ребенку с адаптацией. Отдельная благодарность руководству клиники за таких профессионалов.
Меня просто спасла врач-психолог Мария Сергеевна Кулик. У меня уже понемногу начиналась депрессия. Я никак не могла понять, что происходит, что мне делать и куда бежать. У меня ребенок-аутист. Разобраться сначала со своими проблемами, потом понять и принять диагноз ребенка мне помогла Мария Сергеевна. Проконсультировала как найти подход и приспособится к дальнейшей жизни. Сейчас посещаем занятия с ребенком. Я очень рада изменениям, которые происходят с сыном. Огромная благодарность нашему врачу!
Моему ребенку с аутизмом помогают справиться в клинике МЕДИКОМ. Мы посещаем сразу несколько врачей: детского невролога, логопеда, физиотерапевта. Все совместные усилия направлены на улучшение состояния сына и взаимодействие с окружающим миром. Результаты этой работы дают очень хорошие плоды. Мы с мужем замечаем их после каждого посещения клиники.
З дитиною відвідуємо заняття з логопедом Карпенко О.М. Мій син - аутист і йому необхідна допомога в розширенні словникового запасу та навички по формуванню правильної мови. Також ми відвідуємо заняття з дитячим лікарем-психологом. Всі заняття дають результат - син розкривається, намагається говорити правильно та висловлювати свої бажання. Дякую!
Уже продолжительное время мы с сыночком занимаемся с Кулик Марией Сергеевной. Очень нравится ее подход к ребенку, видно как потихоньку налаживается контакт. Мы полностью следуем системе Комплаенс, предложенной Марией Сергеевной. Терапия дает прогресс в налаживании коммуникации сына с окружающими людьми.
Показать еще 3
Всего 9 отзывов