Вам перезвонить?

Вызовите врача на дом

Дата рождения
Удобное время прибытия
с
до

Запись на консультацию

Дата рождения
Удобное время прибытия
с
до

Напишите 
отзыв

   

Профессиональная деформация

 
Профессиональная деформация
23 август 2016

Большую часть своей сознательной жизни современный человек зачастую проводит именно на работе. Стоит ли удивляться, когда профессиональная деятельность сказывается на наших привычках, характере, отношениях с окружающими? Это словно маска, приросшая к лицу и снять ее не так-то просто. Если ваша работа связана с людьми, обратите внимание: не берете ли вы работу на дом?

Женат на своей работе

Замечали когда-нибудь за собой, как ваше поведение на работе постепенно проникает в повседневную жизни, в отношения с членами семьи, речь наполняется специфическими профессиональными терминами? Зачастую мы и сами не замечаем этого, пока кто-то из близких людей не скажет: на работе будешь командовать или я тебе не твои пациенты! Психологи уже давно дали определение такому поведению и называется оно «профессиональная деформация».

Проявляется она в неосознанной привычке человека измерять явления окружающего мира в соответствии с профессиональными стандартами, а также зацикливаться на том или ином аспекте профессиональной деятельности. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на особенности характера представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи, медики).  А возникает подобное поведение в результате многолетней профессиональной деятельности. Ведь не зря специалисты по работе с персоналом рекомендуют менять работу каждые 3-5 лет.

Профессиональная деформация считается одним из отрицательных качеств профессионала. Например, врач при обычном рукопожатии оценивает пульс, степень влажности кожи и температуру тела. В нерабочей обстановке начинает прослеживать связь между внешним видом и возможными заболеваниями человека или давать советы. А стоматолог смотрит на состояние зубов и мысленно начинает их «лечить».

Человек на руководящей должности любит контролировать своих домашних, раздавать поручения и планировать все чуть ли не на год вперед. Особенно много конфликтов из-за подобного поведения у женщин-руководителей. Редкий мужчина захочет, дабы им управляла жена да еще столь явно.

Так что, оставляйте работу где ей положено быть, а в кругу близких, родных и друзей лучше оставайтесь просто хорошим человеком.

Если у тебя есть спички, значит ты куришь!

Так почему же мы так часто «прирастаем» костьми к своей работе? Предпосылками для деформации личности на работе является слишком тесная связь человека со своей профессиональной ролью или со своим профессиональным кругом. Как вы думаете, о чем говорят учителя или медики во время обеденного перерыва? То-то же!

В таких случаях «маска» тесно пристает к лицу и человек начинает играть всегда и везде свою «рабочую» роль – и в личных отношениях, и просто в бытовом случайном общении.

Кроме этого, наше общество «наделяет» человека определенной профессии множеством стереотипов. Так, существует типаж «успешного бизнесмена», которому «по статусу положено» иметь любовницу-модель; если ты судья, непременно должен брать взятки, а если слесарь или сантехник – не прочь «завернуть за воротник».


Очень важна и особенность самой деятельности. В группе риска находятся люди, занимающиеся монотонной деятельностью. Если в работе отсутствует элемент творчества и возможность для профессионального роста, то она может превратиться в конвейер. А сколько «случайных» людей в своей профессии либо в данной структуре. Они, как правило, ходят на работу, которую не понимают и к которой не «лежит душа».

«Сгореть» на работе

Одной из наиболее распространенных разновидностей профессиональной деформации является «Синдром эмоционального выгорания». Его также называют «профессиональным выгоранием». Это своего рода конфликт между мировоззрением человека и особенностями, требованиями профессиональной среды.  В такой ситуации человек
не деформируется средой, а ломается ею: он понимает, что он не может быть таким, как считается «правильным» в его профессиональном кругу, ощущает беспомощность в борьбе с системой, впадает в депрессию. Постепенно снижается эффективность его труда вплоть до полного нежелания работать.

Главный фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и пр.).


Выгорание заключается в накоплении негатива, усталости, возникновении низкой профессиональной самооценки. Такой человек нацелен в своей работе исключительно на результат, а не на процесс (поскольку этот процесс не доставляет ему никакого удовольствия). Он испытывает безразличие, эмоциональное истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде). Постепенно развивается негативное отношение к своим коллегам и клиентам. Снижается самооценка – специалист ощущает недостаточный уровень собственного профессионализма.


Эта ломка может произойти практически сразу же после поступления на работу – в случае, если профессия была выбрана совершенно неудачно или же проявиться годы спустя (пики приходятся на 6-7 и 25-26 лет трудового стажа) – когда у человека внезапно «открываются глаза» на то, чем он всю жизнь занимался. 

Как избежать профессионального выгорания: рекомендации психологов.

Самое главное - стараться относиться к работе не так серьезно. Работа - это всего лишь деятельность, которая не должна замещать настоящую жизнь.

Также важно не утратить стремления стать мастером своего дела и постоянно совершенствоваться. Не забывайте общаться не только со специалистами своей сферы; оставлять работу на работе. Разрешайте себе расслабиться; сменить роль (женщина-руководитель – не работе, а дома - это мама, жена, дочь), научиться правильно распределять свое время. Серьезность при организации личной жизни и легкость в отношении к карьерному росту.

Любой кризис – это тревожный сигнал, но в тоже время - возможность изменить ситуацию к лучшему. Может пора пересмотреть свое отношение к работе. Как разобраться? Есть простое упражнение - распределить свое время и восприятие жизни на 4 сферы: тело, дело, общение и фантазии. Куда вы вкладываете себя, свои усилия и время больше всего? Оптимальное соотношение по 25 %. Если же работа занимает лидирующее положение -  повод задуматься...