Вам передзвонити?

Викличте лікаря додому

Дата народження
Зручний час прибуття
з
до

Запис на консультацію

Дата народження
Зручний час прибуття
з
до

Напишіть 
відгук

   

Родители, готовимся к первому классу!

 
Родители, готовимся к первому классу!
26 серпень 2015

Первый год учебы в школе по праву считается одним из самых сложных не только в жизни первоклассника, но и всей его семьи. Как помочь школьнику мягко пройти адаптацию к первому классу?

На какие медицинские и физиологические аспекты обратить внимание его родителям?

Рекомендации дает Елена Лысенко, педиатр первой категории Клиники МЕДИКОМ. Итак, десять аспектов, на которые следует обратить внимание.

 

  1. Медицинская карта. Заполняя медицинскую карту для школы, необходимо проделать большую работу. Карта должна отражать состояние здоровья ребенка. В нее вносятся все профилактические прививки, результаты осмотра специалистов, результаты анализов, данные о перенесенных заболеваниях, диспансерном учете ребенка, группа здоровья, физкультурная группа, выводятся диагнозы заболеваний, существующие на данный момент, рекомендации врачей. Чтобы карта в полном объеме отражала все особенности ребенка в детских дошкольных учреждениях проводятся плановые медицинские осмотры такими специалистами: невропатолог, окулист, хирург, отоларинголог, логопед, врач-ЛФК, стоматолог, педиатр, гинеколог (девочки).  Сдача анализов крови, мочи, кала на яйце-глист, делается соскоб на энтеробиоз.
  2. Прививки. Перед школой детям 6-7 лет должен быть проведен ряд прививок. Они входят в национальный календарь и являются обязательными: против кори, эпидемического паротита, краснухи, АДС-М-дифтерии, столбняка, БЦЖ (при отрицательной реакции Манту).
  3. Речь. Системное нарушение речевого развития лежит в основе и таких расстройств, как сочтенные нарушения школьных навыков - дисграфия и дислексия (нарушения письма, чтения и понимания прочитанного текста). Таким образом, своевременное логопедическое обследование и обязательная консультация, а при необходимости и дополнительное обследование у невролога или психоневролога – реальный путь к профилактике школьных трудностей.
  4. Сон. Чтобы малыш не зевал на первом уроке, придется изменить его распорядок дня — и постепенно приучить вставать раньше (предварительно рассчитайте, в какое время должен вставать ребенок, чтобы успевать собраться в школу без спешки и гонки). Месяца до начала занятий как раз хватит, чтобы малыш привык к новому расписанию без стресса для организма.
  5. Дыхательные пути и голосовые связки. Для укрепления мышц гортани и голосовых связок рекомендуется предложить детям простые и доступные упражнения: пускать мыльные пузыри, выдыхать воздух через соломинку в стакан с водой, сдувать фантики со стола - "кто дальше?", можно использовать губную гармошку. Великолепным упражнением является смех. А потому, уважаемые родители, возьмите за правило ежедневно читать детям юмористические рассказы, кстати, это не только смешно, но и очень полезно. Великолепный эффект дает пение. Во время пения не только укрепляются мышцы гортани и голосовые связки, но и развивается фонематический слух, который играет немаловажную роль для правильного произнесения звуков, особенно при изучении иностранного языка, - ребенок говорит то, что слышит. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок был успешен в изучении иностранного языка, запишите его в хоровую студию. Занимаясь в хоре, будущий школьник не только научится петь, но и приобретет навыки общения со сверстниками, что очень пригодится в школе.
  6. Сердечно-сосудистая система. У детей пяти - семи лет сердце и сосуды растут пропорционально росту скелета и мышц и при обычных условиях легко справляются с нагрузками. Во время болезни, стресса работа сердца нарушается, ему трудно справляться со своей функцией, и может возникнуть сбой в работе сердечно-сосудистой системы. Чтобы этого не произошло, сердце необходимо тренировать. Это легко сделать, тренируя скелетные мышцы посредством активных движений: мышца, выполняя работу, нуждается в большем количестве питательных веществ и кислорода, сердце работает более интенсивно для усиления циркуляции крови, сердечная мышца развивается, тренируется. Великолепно подходят для этого любые циклические движения: бег, быстрая ходьба, плавание, катание на велосипеде. Но нельзя переутомлять сердце, поэтому нагрузка должна строго дозироваться. Размер нагрузки определяется состоянием организма. Говоря о здоровье сердца и сосудов, нельзя не остановиться на диете. Для оптимальной работы сердечной системы необходимы витамины, особенно А, С, группы В, и белки. Жиры в большом количестве оказывают на сердце и сосуды губительное действие, так как излишки жирных кислот откладываются на стенках сосудов, замедляя кровоток.
  7. Орган слуха. Слуховой анализатор играет очень большую роль в жизни ребенка. Слух влияет не только на восприятие окружающего мира, но и на общее здоровье ребенка. Когда ребенок слушает музыку, происходит вибрация барабанной перепонки, которая вызывает вибрацию внутренних органов, активизирует их работу. Очень полезно рисование под музыку, в процессе которого развиваются разные сенсорные системы (двигательная, зрительная, слуховая). Для развития слухового анализатора можно предложить детям послушать шум за окном и представить действия, сопровождающие эти шумы: идет дождь, дети бегают по сухим листьям, работает газонокосилка и т. д. Нельзя забывать и о пользе звуков природы. Сейчас продается огромное количество записей с шумом морского прибоя, звуками леса, голосами птиц и др.
  8. Орган зрения. Чтобы избежать напряжения зрения, следует строго следить за освещенностью рабочего места ребенка: свет должен падать слева и сзади (у левшей - справа), чтобы рука не загораживала работу; очень серьезно относиться к выбору книг для детей, особенно если ребенок уже сам читает. Текст книги должен быть крупным, четким, бумага простой. Великолепным упражнением для глаз является моргание. При моргании слезная жидкость равномерно распространяется по поверхности глазного яблока, а слеза не только увлажняет роговицу, но и дезинфицирует глаз, защищая его от микробов и разных нечистот, находящихся в воздухе.
  9. Опорно-двигательный аппарат. Осанка - привычная поза при стоянии, сидении, ходьбе. Правильная осанка формируется в процессе роста организма в тесной связи с развитием движений. Осанка придает телу красоту и стройность, обеспечивает нормальную работу всего организма в целом. Неправильная осанка оказывает неблагоприятное влияние на работу внутренних органов: затрудняет работу желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, легких; уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, в результате может быть плохой аппетит, вялость, головные боли, быстрая утомляемость. Чтобы избежать нежелательных изменений со стороны костно-мышечного аппарата, необходимо помнить, что залогом правильной осанки является хорошее физическое развитие. Профилактика нарушений осанки:

    -   Жесткая постель

    -   Подбор мебели по росту

    -   Удобная одежда

    -   Достаточное пребывание на свежем воздухе

    -   Ходьба босиком по песку, траве, гальке

    -   Обувь по размеру, на эластичной подошве, на небольшом каблуке.

  10. Зубы. На шестом году жизни начинается такой важный этап в развитии ребенка, как смена молочных зубов постоянными. Смена зубов - это физиологический сигнал о готовности ребенка к школьному обучению, один из этапов биологической зрелости организма. Постоянные зубы - это свидетельство того, что желудочно-кишечный тракт готов к работе в режиме взрослого человека. Зубы требуют особого ухода - регулярной чистки и полоскания. И если ребенка не научили чистить зубы в более раннем возрасте, то с пяти до семи лет это сделать еще не поздно. У зубов есть друзья и враги среди продуктов. Друзья - это сырые овощи и твердые фрукты, при их жевании очищается эмаль, укрепляются десны, улучшается кровообращение зубов, правильно формируется костная основа челюстей. Враги - сладости и мучные изделия, их крошки - отличная питательная среда для микробов, разрушающих зубную эмаль. Поэтому после сладостей, десерта нужно обязательно полоскать рот. Способствует разрушению эмали употребление горячей пищи после холодной или наоборот: от разницы температуры эмаль трескается. Врагом зубов являются также орехи в твердой скорлупе, которая механически травмирует эмаль.

Казалось бы, мероприятия просты, но польза для школьника огромна!